Альтернативная служба


 

В соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой». В течение длительного времени в России не существовало закона об альтернативной службе, в результате чего складывалась ситуация, когда призывник имел право требовать замены военной службы гражданской, но не имел возможности пройти эту службу. В большинстве случаев призывные комиссии отказывали гражданам в праве замены военной службы на гражданскую и решить этот вопрос можно было только в судебном порядке. Фактически призывник мог потребовать замены военной службы на гражданскую и дождаться выхода закона об альтернативной службе. В результате были созданы прецеденты подобных судебных решений в пользу призывников.

28 июня 2002 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» . С 1 января 2004 года этот закон вступил в силу. В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» , гражданин вправе подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» , призывная комиссия должна вынести заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принять мотивированное решение об отказе в такой замене.

Однако, если в соответствии с законодательством Вы имеете право на замену военной службы гражданской, Вам сначала следует разобраться имеет ли смысл этим правом воспользоваться.

Прежде всего Вам следует изучить Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» и разобраться, какие перспективы он Вам предоставляет.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» , гражданин имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведёт традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйство и занимается традиционными промыслами.


При этом ст. 12 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» предусматривает доказательный принцип направления граждан на альтернативную службу, то есть гражданин должен доказывать то, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Данная норма закона вызывает сомнение с точки зрения соответствия ч. 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации, согласно которой «никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений...». Однако, судить о том, к чему сведётся процедура доказывания призывником своих убеждений пока сложно, так как достаточного количества прецедентов на этот счёт ещё не создано.

Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если характеризующие его документы не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Есть ещё несколько оснований для отказа в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, см. п. 4 ст. 12 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе».

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» граждане проходят альтернативную гражданскую службу:

  • в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
  • в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • в организациях Вооружённых сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.


При этом граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

Статья 5 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» устанавливает более продолжительные по сравнению с военной службой сроки альтернативной гражданской службы: 42 месяца, а при прохождении альтернативной гражданской службы в организациях Вооружённых сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов - 36 месяцев. (Для граждан, имеющих высшее образование сроки сокращены вдвое - 21 месяц и 18 месяцев соответственно.)

Последние два положения выглядят своего рода «наказанием» за отказ от военной службы. Складывается впечатление, что подобные нормы созданы исключительно для того чтобы отбить у призывников желание проходить альтернативную гражданскую службу.

Вопросы о том, на сколько гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу будет обеспечено соблюдение их прав, будет ли на альтернативной службе «дедовщина» и т. п. пока остаются неясны из за отсутствия прецедентов.

Основным положительным моментом данного закона является то, что в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» на альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»:

  • имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
  • не подлежат призыву на военную службу;
  • имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.


Иными словами, Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» сохраняет за призывником все основания для освобождения и отсрочек от призыва, предусмотренные при призыве на военную службу. Если гражданин по состоянию здоровья имеет право на освобождение от призыва на военную службу, или имеет какие либо другие основания для отсрочки от призыва на военную службу, он не направляется и на альтернативную гражданскую службу. (В некоторых республиках бывшего СССР законодательство позволяет призывать на альтернативную службу граждан, освобождённых от призыва на военную службу по состоянию здоровья.)

Решая вопрос о замене военной службы альтернативной гражданской службой, Вам следует иметь в виду, что в большинстве случаев Вы можете освободиться от любого вида принудительной службы, как военной, так и гражданской. Если Вы добьётесь права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, Вы впоследствии, при призыве на альтернативную гражданскую службу, можете добиться освобождения или отсрочки от призыва, воспользовавшись рекомендациями, изложенными в соответствующих разделах сайта: « Медицина », « Образование » и « Семейное положение ». Если Вы не подавали заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, Вы так же можете добиться отсрочки или освобождения от призыва на военную службу, воспользовавшись данными рекомендациями.