Готовые фирмы


Готовые ООО в Санкт-Петербурге


В середине января Президент Дмитрий Медведев раскритиковал Правительство за задержку законопроекта по ужесточению мер против бизнеса по продаже готовых фирм. Законопроект в спешном порядке подготовили. Из него следует, что за организацию, продажу готовых ООО (и не только ООО) и их дальнейшее использование в Уголовном кодексе будет предусмотрена уголовная ответственность с максимальным сроком - пять лет лишения свободы.

Для начала необходимо кратко обозначить критерии, по которым налоговики относят готовые фирмы к «однодневкам»: отсутствие ведения деятельности, неуплата налогов и отсутствие отчетности, лица, на которых зарегистрирована компания, отказываются признавать данный факт либо регистрация по поддельным документам и регистрация фирмы по адресам массовой регистрации.

По мнению ФНС России, на сегодняшний день из 4,5 млн коммерческих организаций, зарегистрированных ФНС России, чуть больше 2 млн подпадают под вышеуказанные критерии. Такие компании не представляют отчетность и не платят налоги. Из чего можно сделать вывод, что половина российского бизнеса – это готовые фирмы, оформленные на номинальных директоров, проданные под различные серые  бизнес-схемы.

Проблема продажи готовых ООО глобальна, и состоит она не только в схемах по уходу от налогов. Готовые фирмы используются в дальнейшем под откаты и взятки, под предъявление необоснованных вычетов, для завышения цены товара, для участия в тендерах.

Главное, чем озабочены сегодня налоговики, это то, что готовые ООО начали маскироваться под добросовестных налогоплательщиков. Используя разработанные налоговой службой критерии добросовестности, их владельцы стараются избежать излишнего внимания налоговиков. Они начинают сдавать нулевую отчетность, платят небольшие налоги, и по адресам массовой регистрации, где раньше фискалам сообщали, что никогда не слышали о таких фирмах, сейчас сидят «дежурные девочки», которые подтвердят наличие фирмы и даже расскажут, когда можно будет пообщаться с ее директором. Как налоговики определяют, что это все равно «однодневки»? Очень просто. При небольших налогах и нулевой отчетности через компанию проходят в короткий период времени финансовые операции на огромные суммы. Это дает возможность сделать фискалам вывод, что фирма занимается криминальной деятельностью.

Поэтому налоговики только приветствуют пресечение бизнеса по регистрации и продаже готовых ООО-шек и работу с ними. Причем ответственность предлагают ввести не только тем, кто использует эти фирмы в работе либо регистрирует по поддельным документам, но и для тех, кто за плату соглашается предоставить свой паспорт для регистрации подобной фирмы.

Одна из мер, на которой настаивают налоговики, вернуть разрешительный порядок регистрации юридических лиц, концептуально изменив Закон 129-ФЗ.

Сейчас действует так называемая уведомительная система регистрации компаний. У налоговиков практически нет вариантов для отказа в регистрации, да и сроки, которые даны Законом для выдачи регистрационных документов, слишком малы, чтобы провести комплексную проверку документов будущей компании и определить ее добросовестность.

Одной из мер для отказа в регистрации возможно станет уставный капитал - законопроект изменений в Гражданский Кодекс РФ предлагает увеличить его размер для ООО до 500 тыс. руб.

Несомненно, такая мера, если ее все-таки кто-нибудь сможет протолкнуть, отсечет не только рынок готовых фирм, но и большую часть нормальных хозяйствующих субъектов малого бизнеса, так как найти при регистрации 500 тыс. руб. под силу очень немногим.

Вторая мера, за которую ратуют чиновники, это открытие информации по финансовым операциям.
По мнению фискалов, целесообразно при наличии сомнительных операций, чтобы информация по ним передавалась напрямую в налоговые органы.

Сейчас большую часть однодневок налоговики находят с помощью проверок. И любую информацию по финансовым операциям они вправе запрашивать только в рамках контроля. Однако, когда они находят «готовку», чаще всего бывает уже поздно. Имущества нет, должностных лиц нет, фирма после проведения сомнительных операций бросается, нет оснований работать.

Налоговики хотят получать информацию по финансовым операциям независимо от ревизионных мероприятий, напрямую из Центробанка. К счастью, Минэкономразвития пока не поддерживает эту идею ФНС России.

У проблемы брошенных фирм существует и другая сторона – достаточно сложный и затратный механизм закрытия. Вроде бы все просто: нет долгов - ликвидируй фирму. Однако «отсутствие задолженности» понятие очень эфемерное, и для того, чтобы сделать его вполне осязаемым, при ликвидации налоговики начинают тщательную проверку компании по всем налогам. Учитывая, что фирм, у которых абсолютно все гладко, не существует, процесс ликвидации становится головной болью любого желающего прекратить деятельность. Если упростить порядок ликвидации, вполне возможно, брошенных компаний стало бы в разы меньше. А пока что желающие слить компанию пользуются услугами все тех же номиналов.

На сегодняшний день, предложения о продаже готовых фирм  стали особенно актуальны не случайно. Резкое повышение тарифов страховых взносов заставило бизнес-сообщество заговорить об очередном уводе заработной платы «в тень». А готовые фирмы для многих решают проблему «серых» выплат. То есть готовые фирмы нужны в основном, чтобы снизить налоги и преодолеть административные барьеры».

Если вспомнить историю вопроса, то до 2000 г. бизнес в России уже платил отдельно взносы вместо единого социального налога, и размер этих взносов был весьма приличен: 28 процентов - в ПФР, 5,4 процента - в ФСС РФ, 1,5 процента - в Фонд занятости, 3,6 - в ФОМС. В совокупности - 38,5 процента. Льготные ставки тоже были весьма высокими.

Но в 1999 г. теневые выплаты использовались подавляющим большинством компаний и предпринимателей, и тогда государство этот вопрос не сильно волновал.

Снизив в середине 2000-х тарифы, дав льготы, введя зарплатные комиссии и жестко отслеживая оклады работников, государство вынудило бизнес показать реальные выплаты. И сейчас, как бы ни было тяжело рассчитываться с государством, уйти обратно «в тень» будет сложно.

Подводя итог можно констатировать, что побороть рынок готовых фирм государству будет очень сложно, а меры, направленные на искоренение бизнеса по продаже готовых фирм лишь только увеличат стоимость «готовок».